Чтобы обеспечить защиту законных интересов граждан, объектов культуры и охрану окружающей среды, а также с целью сохранения безопасности страны, было принято решение проводить лицензирование отдельных Список работ и услуг, на которые должна быть получена лицензия, и порядок такой процедуры оговорены в специальном законе.
Лицензирование - это комплекс мероприятий, который включает в себя услуги по выдаче, приостановке, переоформлению и аннулированию лицензий на различные виды Лицензией называют специальный документ, который уполномочивает компанию или индивидуального предпринимателя оказывать определенные услуги либо проводить тот или иной вид работ на законной основе. Такой документ может быть выдан как в бумажном, так и в электронном (с цифровой печатью) варианте.
Лицензирование отдельных проводится по принципу единого экономического пространства, открытости и доступности информации, соблюдению законности.
Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них:
Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию.
Для того чтобы получить разрешение на осуществление определенных работ или оказание услуг, необходимо подать такие данные:
Руководитель (представитель) организации или подает документы в лицензионный орган. Процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (возможны и более продолжительные сроки). Если после анализа поданных данных лицензионная комиссия выявит ошибки и недочеты, получение лицензии затянется. Заявитель должен будет исправить все указанные замечания и только после этого подать документы вновь.
Срок действия такого документа не может составлять меньше 5 лет. После окончания данного времени предприниматель может подать заявку о продлении действия лицензии. В некоторых случаях разрешение выдается на неограниченный срок. Лицензирование отдельных видов деятельности проводится по всей территории России.
В этой статье мы расскажем, на какие виды деятельности в 2019 году надо получать лицензию, и чем грозит работа без такого разрешения, если по закону оно требуется.
Лицензия – это разрешение уполномоченных государственных органов осуществлять определенные виды деятельности.
Особенности деятельности, требующей лицензии
Направления бизнеса, подлежащие лицензированию, выбраны неслучайно. Все они требуют специальных технических условий, квалифицированного персонала или могут отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей, окружающую среду, культурное наследие. Есть среди лицензируемых направлений бизнеса и те, которые связаны с большими финансовыми потоками (банки, кредитные организации, рынок ценных бумаг).
Индивидуальным предпринимателям доступны далеко не все лицензируемые виды деятельности. Почему так, законы не объясняют, но известно, что государство относится к ИП, как к бизнес-малышам. Для предпринимателей и штрафы в разы ниже, и налоговых льгот больше. А вот, например, лицензии на производство и продажу крепкого алкоголя ИП не дадут. Максимум, что разрешат продавать из алкоголя, — это .
Самый большой перечень лицензируемых видов содержится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, но кроме него, есть еще несколько других законов, каждый их которых регулирует отдельное направление.
Например, выдачу лицензии на производство и оборот алкоголя контролирует закон № 171 от 22.11.1995, на деятельность кредитных организаций — № 395-1 от 02.12.1990, на проведение торгов — № 325 от 21.11.2011.
Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2019 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.
▼ Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов : ▼
Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.
Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/
Штрафы за работу без лицензии
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
О том, каким бизнесом будет заниматься ИП, заявитель сообщает при регистрации в налоговой инспекции. Для обозначения конкретных видов деятельности применяются цифровые коды по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Сопоставить список по кодам ОКВЭД видам деятельности, подлежащим лицензированию в России, невозможно. Дело в том, что лицензионные направления шире, чем конкретный код ОКВЭД.
Как определить, подпадает ли ОКВЭД по лицензирование
Например, если выбрать образовательную деятельность, то ей будут соответствовать следующие коды из ОКВЭД-2:
Причем, это только четырехзначные коды, а если учитывать пятизначные и шестизначные, их будет еще больше. А если мы возьмем фармацевтическую деятельность, то в это понятие входит и продажа лекарств, и их хранение, и изготовление лекарственных средств по рецептам.
Само по себе указание в форме Р21001 кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемому направлению, не обязывает лицензию получать. Только если предприниматель приступает к реальной деятельности, надо заранее обратиться в лицензирующий орган.
Однако некоторые проверяющие, а иногда и банки, интересуются, оформлена ли у вас лицензия, если в выписке из ЕГРИП указаны соответствующие коды ОКВЭД. Если вы пока не собираетесь работать по лицензии, то для собственного спокойствия совсем необязательно вписывать эти коды заранее еще при регистрации ИП. Позже их всегда можно , подав .
Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам. О том, в какое именно ведомство надо обращаться за лицензией, можно узнать из Постановления Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957.
Информацию по самым популярным у индивидуальных предпринимателей лицензионным направлениям приводим в таблице.
У каждого уполномоченного органа есть свой официальный сайт, где можно найти контакты региональных подразделений и всю необходимую информацию для получения лицензии.
Если в качестве ИП вы планируете заниматься только лицензируемой деятельностью, то сначала изучите лицензионные требования. Например, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров автотранспортом, надо иметь:
Лицензия - это разрешение, позволяющее бизнесмену осуществлять определённый вид деятельности. Чтобы заниматься такими направлениями бизнеса, надо выполнять особые лицензионные требования: к помещению, оборудованию, капиталу, транспорту, квалификации специалистов. Из этой статьи вы узнаете, какие виды деятельности подлежат лицензированию в России в 2019 году.
Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:
Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.
Виды деятельности в России, на которые надо получать лицензию согласно ст. 12 закона № 99-ФЗ, мы собрали в этот перечень:
Не всегда лицензируемые виды деятельности 2019 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.
Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».
Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:
Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.
Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, а пассажирские перевозки - Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « ».
Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее. Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?
Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.
Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.
Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.
Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.
О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .
В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:
Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.
Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?
До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:
Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.
Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.
Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.
Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.
Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.
Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.
В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.
Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.
Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.
В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».
В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:
Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.
Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.
Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.
Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными законами и подзаконными актами.
Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.
Исходя из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.
Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с понятием лицензирования применяются следующие основные понятия.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.
Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.
Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий.
Критерии определения лицензируемых видов деятельности .
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Срок действия лицензии .
Срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
На каждый вид деятельности, указанный в Федеральном законе (п. 1 ст. 17), предоставляется в установленном порядке лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой – орган лицензирования.
Порядок получения лицензии .
Для получения лицензии соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
Заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
Копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Сопроводительное письмо, в котором указывают название фирмы, ее адрес, ИНН/КПП, а также перечисляют все документы, подготовленные для получения лицензии.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой направляется соискателю лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является :
· наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям;
· незаконность решения о выдаче лицензии.
Хотя на самом деле, причин для отказа в предоставлении лицензии намного больше. Одной из причин является нарушение правил оформления документов, представленных для получения лицензии. К таким нарушениям можно отнести:
· хотя бы одна копия документа не заверена у нотариуса;
· неправильно оформлено заявление о предоставлении лицензии;
· неверно оформлено сопроводительное письмо.
В случаях нарушения правил оформления документов, представленных для получения лицензии, лицензирующий орган возвращает их соискателю лицензии. И лицензирующий орган будет возвращать документы до тех пор, пока они не будут оформлены в соответствии с Федеральным законом. В течение 3-х дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.
Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей. В случае отказа в предоставлении лицензии, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.
Упрощенный порядок лицензирования . По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.