Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » В себя все общественные группы. Понятие и виды социальных групп

В себя все общественные группы. Понятие и виды социальных групп

совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач и выполняющая специфическую функцию в общей структуре разделения социальных статусов, ролей и действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Группа социальная

совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию - людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т. п.), но не вовлеченных в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство «мы»), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют. Каждый индивид входит в несколько групп - разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т. д. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т. п.). Другие группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами. В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные главным образом на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, Ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство - они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т. п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, - статусные группы.

Большая С.г. - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны) в целом. Принадлежность индивидов к большой 199 группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой С.г., могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы. Напр., этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры);

Средняя С.г. - к этому виду обычно относят территориальные общности и производственные объединения работников одного предприятия. Производственные объединения создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения с помощью иерархической структуры власти, формализованных коммуникаций, способов принятия решений и санкций. Территориальные общности являются спонтанными образованиями. Напр., работники какого-л. завода, крупной фирмы, жители одной деревни, города, района;

Малая С.г. - малочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, неприятия или безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения: 1) неформальная малая С.г. - то же, что и социально-психологическая группа. Малая группа, которая стихийно складывается на основе личных симпатий и общих интересов: дружеская компания; приятели, которые вместе ходят на охоту или в баню; 2) формальная (целевая или инструментальная) малая С.г. Функционирует в соответствии с заранее установленными (обычно официально фиксированными) целями, положениями, инструкциями, уставами. Между членами формальной малой С.г. также могут складываться неформальные отношения, и успех ее функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формальной и неформальной структур группы. Напр., семья, футбольная команда, школьный класс.

См. также: Общность, Теория социальных групп

Отличное определение

Неполное определение ↓

В основе изучения общества лежит несколько базовых явлений или подходов, которые позволяют упрощать и одновременно систематизировать существующие связи. Например, это разделение общества на различные социальные группы. Для начала нужно понять, о чём речь. Итак, социальные группы населения – совокупность людей, которые выступают как единый субъект действия. Причём они отличаются наличием объединяющего начала: интересов, взглядов, потребностей, ценностей и т. п.

Обратите внимание, что обществознание выделяет социальные группы и общности. Чем они отличаются? Существует несколько разных определений. Но все они сходятся на том, что социальные группы характеризуются определённой устойчивостью, идейной общностью, более-менее регулярными контактами, наличием организационных ресурсов. Формируются они обычно осознанно.

Какие примеры тут можно привести? Это болельщики конкретного футбольного клуба, разные профессиональные объединения, которые появились для защиты членов своих интересов. Или предприниматели, заинтересованные в том, чтобы презентация их продуктов на рынке происходила с меньшими затратами.

Вместе с тем социальные общности, как правило, намного больше (нация, жители определённого региона и т. п.). Они формируются совершенно случайно, могут быть неустойчивыми, легко распадаться. Такие социальные образования часто отличаются идейным разнообразием. У них отсутствует какой-то план действия, развития. Многое здесь хаотично.

Тем не менее социальные общности, социальные группы обладают общими признаками. У первых и у вторых есть что-то объединяющее. Также у них могут появляться одни и те же цели, потребности и т. п. Скажем, пассажиры одного поезда в случае аварии сталкиваются с одинаковыми трудностями. Как и социальные группы, социальные общности бывают разных размеров, а ещё они могут уменьшаться и увеличиваться. Во многом и там, и там присутствует элемент стихийности. Большие и малые социальные группы

Группы бывают малые и большие. Нормальным социологическим явлением стал переход одних в другие за счёт слияния и распадения. Иногда небольшое образование может входить в более крупное, при этом сохраняя полностью свою целостность. Большие социальные группы в современном российском обществе – это православные, пенсионеры, поклонники политики Путина.

Можно заметить, что перепутать большие социальные группы и их виды (по политическим, религиозным или возрастным критериям) с общностями довольно легко. Такие ошибки нередко допускают даже профессионалы.

Однако большие группы характеризуются относительной однородностью и устойчивостью. Скажем, если сравнивать между собой нацию, в которой могут оказаться люди с самыми разными потребностями, уровнем дохода, интересами, жизненным опытом и т. п. с такой группой как «пенсионеры», то у последних будет больше объединяющих факторов. Таким образом, как явление социальные группы, большие социальные группы в частности обладают некоторой стабильностью.

А ещё большие группы социальные трудно поддаются организации и контролю в силу своих размеров. Поэтому их часто для лучшего понимания делят на малые подгруппы.

В общем понятии социальные группы малые социальные группы также выделяются. Учёные обращают внимание на то, что само по себе явление – довольно относительное в плане численности. Так, малые группы социальные – это и 2-3 человека (семья), и несколько сотен. Разное понимание порождает противоречивые трактовки.

И ещё: существующие малые группы способны объединяться в более крупные образования ради достижения каких-то целей. Иногда так появляется единая структура. А периодически они сохраняют свою разнородность, после же достижения задачи снова распадаются.

Что такое первичные социальные группы?

При рассматривании понятия социальные группы, виды, разные классификации, нельзя пройти мимо деления на первичные и вторичные. Что можно сказать о первых? Они предполагают наличие непосредственных контактов, взаимопомощь, общие задачи, определённое равенство. Это могут быть друзья, одноклассники и т. п.

Вторичные появляются с дальнейшей социализацией. Они носят более формальный характер (группа женщин, родивших в один год в одном городе, объединение юристов, союз собственников дачных участков). Один и тот же человек может принадлежать к нескольким вторичным группам одновременно.

Другие виды

Выше перечислены основные классификации. Однако они – далеко не единственные. Есть деление по способу организации: формальные и неформальные. Первые охотно подчиняются общественному контролю, у них обычно имеется план мероприятий, они официально зарегистрированы, могут даже действовать как юридические лица. Например, профсоюзы, официальные фанклубы известных спортивных команд и т. д.

В отличие от них неформальные во многом стихийны. Их представители сами себя причисляют к той или иной группе (готы, панки, поклонники голливудских боевиков, эзотерики), какой-либо контроль за численностью отсутствует, как и план развития. Такое образование способно стихийно появиться и исчезнуть, потеряв популярность.

В обществоведении рассматривается также деление по принципу принадлежности индивидуума на ингруппы и аутгруппы. Первая тесно связано с понятием «моё». Моя семья, школа, класс, религия и т. п. То есть всё то, с чем происходит идентификация.

Вторая категория – это чужие группы, другая нация, религия, профессия и т. п. Отношение может колебаться от равнодушного к агрессивному. Возможен и доброжелательный интерес. Существует также понятие референтной группы. Это некое образование, система ценностей, взглядов и норм которого служат для индивидуума своеобразным эталоном, примером. С ними он сверяет свои жизненные ориентиры, составляет план (поступление в престижный ВУЗ, повышение уровня доходов и т. п.)

В зависимости от общественной значимости выделяют реальные и номинальные группы. В первую категорию попали те группы, которые образуются на основании значимых с социальной точки зрения критериев. Это пол, возраст, доход, профессия, национальность, проживание и т. п.

Что же касается номинальных, то речь идёт о достаточно условном выделении населения в отдельные группы. Например, план изучения целевой аудитории и её покупательской способности предполагает, что нужно исследовать всех, кто приобрёл в таком-то магазине моющие средства. В итоге появляется условная категория покупателей «Аси» в супермаркете «Ашан».

Номинальность не предполагает, что участники этой группы вообще знают о том, что их отнесли в какую-то общность. Поскольку изучается всего-навсего один критерий, то попавшие в результате такой отборки люди могут закономерно не иметь почти ничего общего, придерживаться разных взглядов, иметь разные ценности и т. д.

При изучении социальных групп стоит учитывать также такое объединение как квазигруппа. Оно может обладать всеми или большинством признаков такой совокупности, однако на самом деле образуется хаотично, сохраняется непродолжительное время, зато с лёгкостью распадается. Яркие примеры – аудитория на

Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп дифференцируются по различным логическим основаниям.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить, прежде всего, на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский психолог Ч. Кули. Итак, рассмотрим следующую классификацию:

1. В связи с процессами социализации личности в онтогенезе и последовательностью выбора человеком конкретных групповых контактов различают первичные и вторичные группы.

Первичные (контактные) группы - это те объединения, в которые люди включаются на первых этапах социализации (семья, племя, класс), взаимодействие в которых осуществляется, как говорится, «лицом к лицу», а их члены объединены эмоциональной близостью. Это, как правило, группы, которые не выбирают, и в них индивид включается стихийно.

И если Ч. Кули в качестве первичной группы называл семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает, то позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью.

В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные (контактные) группы - это сообщества, в которые индивид включается на более поздних этапах своего развития, получив предшествующим воспитанием возможность произвольного выбора своей дальнейшей деятельности, реализации своих жизненных целей (выбор вуза, профессии, политической партии, научной школы и т. п.). Такие группы противоположны по своей сути первичным, так как характеризуются безличным взаимодействием на членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями.

Именно контакты и влияния, полученные в первичных группах, в значительной мере определяют выбор личностью вторичных групп, которые будут способствовать развитию человека в желаемом им направлении. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия. Правда, иной раз случается так, что личность находит во вторичной группе именно то, чем она была обделена в первичной группе.

На основе своих наблюдений американский психолог С. Верба заключает, что обращение личности к активному участию в деятельности какой-либо политической партии может быть своеобразным «ответом» личности на ослабление привязанности между членами своей семьи. При этом силы, побуждающие индивида к такому участию, являются не столько политическими, сколько психологическими.

2. По характеру контактов выделяются реальные (контактные) и условные группы.

Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности, группа студентов, футбольная команда, коллектив вузовской кафедры, воинское подразделение. Большие Реальные группы подразделяются на несколько контактных групп (по 5 - 7 человек), в которых складываются наиболее плотные личные взаимодействия.

Условные группы - это объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных контактов между ее членами пример, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по национальному, половому и иному признаку. Люди, включаемые исследователями в эти группы, не имеют никаких прямых контактов и могут никогда не встречаться, ничего не знать конкретно друг о друге. Они взаимодействуют с другими людьми в присущих им реальных группах, и именно по характеру имеющихся контактов они включаются в определенного вида условные группы.

3. В соответствии с общественным статусом выделяют группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.

Формальная группа формируется по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т. п.

Признаками формальной группы являются:

    юридически фиксированный статус (например, приказ министерства об организации вуза);

    нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, приказ ректора о принятии абитуриентов в вуз, распределении студентов по учебным группам, утвержденное учебное расписание и т.п.), распределение должностей, их обязанностей, окладов и т.д.;

3) наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль, отчетность, поощрения, наказания и т. п.).

В формальных группах, предназначенных для решения производственных задач, преобладают деловые отношения между сотрудниками и руководителями. В соответствии с регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом.

Если взять, например, производственную бригаду, о характер взаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми предписаниями. Это зафиксировано в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах.

Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой - такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.

Неформальная группа сверху никем не организовывается, а возникает спонтанно, на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т. д.

Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов - спортивных, игровых, дружеских).

Признаками неформальной группы являются:

    внутренние психологические стимулы их формирования на основе межличностных отношений;

    отсутствие официальных нормативных предписаний, алгоритмов деятельности, распоряжений о распределении ролей;

    наличие лидера, т. е. лица, выбираемого самой группой на основе его высокой компетентности в соответствующем виде деятельности и личностной привлекательности для всех членов группы.

Таким образом, если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, - внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.

Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например, компания друзей или единомышленников. В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой и т.д.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Так подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что имеют общие интересы и проблемы.

Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это приводит к зарождению солидарности и соответствующих неформальных взаимосвязей.

4. По количественному признаку выделяют малые и большие группы.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом.

Большинство исследователей, говоря о численности малой группы, начинают с диады - соединения двух лиц. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Шепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех лиц. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что диада действительно представляет собой специфическое человеческое образование.

С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. Возьмем, например, влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде как группе свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае - распадается.

Взаимоотношения в триаде - группе из трех человек - также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов - триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке: «Третий - лишний». По мнению некоторых ученых и исследователей, малые группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые обычно, проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие, в свою очередь, осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных («лицом к лицу») контактов.

Нередко термины «малая группа» и «первичная группа» используются в одном и том же смысле. Однако различие между ними есть.

Основой использования термина «малая группа» является ее численность. Первичная группа характеризуется особенно высокой степенью групповой принадлежности, чувством товарищества. Это всегда характерно для малой группы. Таким образом, можно сказать, что все первичные группы являются малыми, но не все малые группы являются первичными.

В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен рем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс). Более подробно структура малой группы была рассмотрена нами в предыдущей главе нашего учебника.

К большим по численности группам относятся одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы публики, аудитории, а с другой стороны - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. Таким образом, большие группы опосредовано, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности.

Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной; особенно по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии. Большая группа - это крупное социальное объединение, включающее до 100 человек и более. Большая группа может быть:

    большой условной общностью людей, объединяемых на основе социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, профессии, национальности и т. п.);

    реальной, значительной по размерам и сложно организованной общностью людей, включенных в совместную целенаправленную деятельность (коллектив предприятия, учреждения, школы, вуза и т. п.).

В больших социальных группах существуют специфические регуляторы поведения, которые слабо выражены либо вообще отсутствуют в малых группах, нравы, обычаи, религия и т.д. Их существование обусловлено наличием специфической общественно-исторической практики, с которой связана данная группа, а также относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики, обуславливающие образ жизни данной группы.

Важную роль в существовании больших социальных групп играют религиозные верования (религиозные общества), а также язык (этнические группы). В качестве заменителя языка для некоторых возрастных (молодежных) и сословных групп, а также асоциальных групп выступает жаргон, служащий для общения только внутри этой группы.

Большие группы складываются из систем малых групп и ассоциативных объединений, связанных между собой определенными отношениями. Поэтому вырабатывающиеся в больших группах определенные:

    групповые нормы поведения;

    общественные и культурные ценностные ориентации;

    традиции;

    общественные мнения;

■ массовые движения через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Если в реальной большой группе перестают действовать регулирующие ее жизнь структурные образования и функциональные связи, то она может распасться или превратиться в стихийно действующую общность (толпу).

Между большими и малыми группами наблюдаются определенные иерархические и динамические взаимоотношения.

Большая группа как сложная социальная организация может включать в свой состав множество малых групп, но как целостная система она обладает своей качественной спецификой, проявляющейся в эффективности ее деятельности.

Большая группа есть нечто большее и иное, чем сумма составляющих ее малых групп, так же как каждая малая группа есть качественно более сложное явление, чем сумма входящих в нее людей. И все же специфика каждой большой группы прежде всего детерминирована качеством (например, профессиональным составом) образующих ее малых групп, эффективность деятельности которых зависит от профессиональной компетенции ходящих в ее состав индивидов.

Системы больших групп, взаимодействующих в решении тактических социальных целей, образуют сверх - большие сообщества - сословия, классы, отрасли промышленности, политические движения и т.п., т.е. образуют человеческое общество - макроструктуру, в которую посредством участия в жизни групп включен каждый человек.

В свою очередь, влияние социальной макроструктуры - законов, традиций, культуры - осуществляется на личность каждого человека также через структуру групп.

Таким образом, анализируя иерархические уровни взаимодействия людей, мы в пространственно - временном плане различаем такие явления:

    личность (индивид);

    малая группа;

    большая группа;

    общество в целом.

5. По значимости конкретной группы для личности выделяют группы включения (или группы членства) и референтные группы.

Группа включения (группа членства) - это малая контактная группа, в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки реализации своих возможностей, своих социальных позиций, уровня притязаний, а также дает ему определенную оценку. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Референтная (от лат. referre - сообщать) группа - это реальная или условная группа, которую индивид считает для себя эталонной, на нормы и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Индивид может считать референтной свою группу, в которую он реально включен. Он может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать (например, для спортсмена эталонной группой может служить престижная спортивная команда, для ученого - известная исследовательская лаборатория и т. п.). Референтная группа может быть также и условной, воображаемой (герои книг, исторические личности и т. п.).

Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную.

Нормативная функция референтной группы состоит в том, что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации личности, т.е. влиять на формирование мотивационных установок человека.

Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Эту функцию можно назвать еще перцептивной, так как она влияет на восприятие индивидом себя и окружающих.

Нормативная и сравнительно-перцептивная функции могут быть представлены для индивида как вдвух различных, так и в одной и той же группе.

Выделяют также «положительные» референтные группы, к которым индивид желал бы принадлежать в силу присущих ему идеалов, и «отрицательные» референтные группы, вызывающие неприятие у индивида (отрицательный образец). Поэтому конформность по отношению к одной референтной группе может сочетаться с негативизмом по отношению к другой.

У каждого человека (взрослого или подростка) обычно одновременно имеется несколько референтных групп в соответствии с присущим ему разнообразием интересов и видов деятельности (семья, учебная группа, спортивный клуб, музыкальный ансамбль).

Мы иногда сталкиваемся с учащимися, которые равнодушны к учению, ко всему окружающему, к воспитателям и авторитетам вообще. Но все это обычно связано с тем, что мы не смогли выявить их подлинную референтную группу, по отношению к которой они ведут себя совсем иначе, чем в учебной группе, которую они не воспринимают в качестве референтной.

Наличие у одной личности нескольких референтных групп может стать для нее источником конфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда эти группы имеют разнонаправленные ценностные ориентации. Это может стать источником внутриличностных конфликтов, негативных эмоциональных переживаний и срывов, требующих практической помощи психолога и психотерапевта.

6. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят ассоциации, корпорации, диффузные группы.

Ассоциация (от лат. assotiatio - соединение) как социально-психологическое явление, означающее группу, в которой отсутствует объединяющая ее продуктивная деятельность, четкая организация и управление, а ценностные ориентации не осознанны, неустойчивы, ситуативны, межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. Такие объединения склонны к текучести, неустойчивости.

В зависимости от социальной значимости факторов, которые опосредуют образование таких объединений, выделяют просоциальные объединения (ассоциации) и асоциальные объединения.

Просоциальными объединениями называют такие, в которые из внешней социальной среды привнесены позитивные нравственные ценности. Если эти ценности упрочиваются в процессе совместной трудовой деятельности, решения общественно значимых задач, соответствующей организацией и управлением, то они могут развиваться в сторону образования коллектива.

Ассоциации, в которых социальные ориентации имеют негативный характер, образуют асоциальные объединения (например, некоторые неформальные молодежные группы). Они иногда приобретают явно антиобщественный характер (преступные группы). В условиях антиобщественно направленной организации и руководства они легко могут превратиться в корпорации.

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узколичностных, корыстных интересов. Межличностные отношения здесь характеризуются асоциальными ценностными ориентациями.

Управление корпорацией осуществляется ее лидерами силовыми методами за счет подавления личности других членов сообщества, например в воровской шайке, в религиозных сектах, в мафиозных структурах.

Диффузная группа (от лат. diffusio - различие, рассеивание) - это совокупность людей, в которой отсутствует сплоченность на основе общих ценностных ориентации и совместной продуктивной деятельности. Такие группы возникают как случайные ситуативные объединения людей: зрители в театре, очередь, пассажиры автобуса и т.п.

Аналогом такой группы можно считать случайно подобранных лиц для проведения лабораторного социально-психологического эксперимента, что характерно для многих зарубежных исследователей малых групп. Некоторые ученые (А.В. Петровский и др.) справедливо считают, что полученные в таких экспериментах данные не всегда могут быть справедливы для малых групп, объединенных общей мотивацией в условиях продуктивной деятельности, в частности - для коллектива .

К группам высокого уровня развития относят:

а) контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностными ориентациями.

К таким группам можно отнести всякую группу, включенную в созидательную общественно полезную деятельность и обладающую четкой внутренней структурой (учебная группа, научная лаборатория, отдел учреждения и др.);

б) контактные группы высшего уровня организации - коллективы (от лат. collectivus - собирательный). Понятие «коллектив» в полной мере применимо к тем малым контактным группам, которые характеризуются, наряду с общностью общественно-значимых целей ее членов, также и высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости. В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

    стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

    в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками: доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы;

    коллектив возглавляет руководитель - лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Все приведенные нами критерии для выделения (классификации) видов групп как сложных социальных сообществ должны приниматься во внимание при характеристике конкретных групп. Например, учебная студенческая группа может быть одновременно охарактеризована как малая, реальная, контактная, формальная, высокоорганизованная (коллектив) и т. д. Полная и всесторонняя оценка каждой группы требует комплексного подхода.

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:
как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций группы - функция социализации);
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы);
как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека (нормативная функция группы);
как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена. «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп:
1) условные и реальные;
2) постоянные и временные;
3) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличке постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

Группе присущи следующие общие закономерности:
1) группа неизбежно будет структурироваться;
2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
3) флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:
1) группы членства;
2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:
1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
2) нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно можно выделить одно - и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности - тотальная интеракция, так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие разновидности социального взаимодействия:
- организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;
- организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;
- организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

«Большинство организованных социально-интерактивных систем, от семьи до церкви и государства, - отмечает Сорокин, - принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций».

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы); договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоис-тична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий: частично договорные, семейные, принудительные.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают 3 процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:
- односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
- многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Итак, пирамидальная группа является:
а) системой закрытого типа;
б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
г) каждый человек знает свое жесткое место;
д) в группе ценятся традиции;
е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности, типичны для новых коммерческих структур.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, vcиливaeтcя неформальное общение людей.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:
- пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
- случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
- открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
- синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему. Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 , и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это:
1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
2) генератор идей, стремящийся дскопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
7) работяга, не стремящийся занять ни чье место;
8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная группа - это совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование.

П.А. Сорокин писал: «… вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно - одна из таких групп. Поэтому изучение социальных групп, их характеристика и анализ очень актуальны на сегодняшний день.

Цель данной работы - проанализировать и охарактеризовать социальные группы. Для достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:

ь определить понятие социальной группы;

ь предложить классификацию социальных групп;

ь выявить и охарактеризовать формы проявления групповой солидарности;

ь привести характеристику малой группы.

При написании работы мы использованы работы следующих авторов: З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов, О.Г. Филатова, А.Н. Елсуков, А.Г. Эфендиев, Е.М. Бабосов и другие.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Желая повысить эффективность своих действий, человек стремится вступить в сеть отношений, которая, объединяя усилия людей, делает их способными выступать как единое целое - как социальная группа.

З.Т. Голенкова определяет социальную группу как совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности .

Е.М. Бабосов отмечает, что социальная группа - наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями .

С нашей точки зрения, наиболее точным является определение социальной группы, предложенное А.Н. Елсуковым, который считает, что «под группой в строгом значении этого слова следует понимать первичное социальное объединение людей, находящихся в непосредственном (формальном или неформальном) контакте, выполняющих определенные социальные функции и характеризующихся общими целями и интересами» .

В социологической теории различают понятия «группа», «первичная группа» и «малая группа». С тем, чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

· устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

· высокой степенью сплоченности;

· отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем членам группы;

· вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов .

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие группы, группы соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкие подразделения силовых структур и т. д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру. Здесь есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода преступные объединения (банда, мафия, клан).

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, но и приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не сделают 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности членов группы, в характере их взаимодействия. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т. е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы.

Социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов:

ь интегрирующей роли;

ь повышении уровня индивидуальной мотивации;

ь защитной роли коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и функциональные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы по предписанным правилам, вторая - чувственно-эмоциональное отношение членов группы друг к другу, их симпатии или антипатии .

Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям). Так, американский социолог Е. Юбэнк выделил семь основных признаков, позволяющих классифицировать социальные группы: 1) этническую или расовую принадлежность; 2) уровень культурного развития; 3) типы структуры группы; 4) задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях; 5) преобладающие типы контактов между членами группы; 6) различные виды связей в группах; 7) другие принципы .

По степени сплоченности различают группы первичные и вторичные.

Первичные группы - группы, в которых люди находятся в непосредственном контакте, связаны личными или деловыми отношениями. В качестве примера таких групп выступают семья, детские коллективы дошкольных учреждений, школьные классы, студенческая группа, учительский коллектив школы, коллектив преподавателей кафедры в вузе, члены спортивной команды, первичное воинское подразделение, производственная бригада. К этой же категории относятся такие группы, как группа друзей, сверстников, близкие соседи, участники садовых товариществ, знакомые друг с другом меломаны. Некоторые из таких групп могут иметь и криминальный характер и именоваться группировками.

Вторичные группы представляют собой более широкие по количественному составу объединения людей. В таких объединениях сохраняются и усложняются связи деловые, формальные, но ослабевают связи личного характера. В этом случае говорят об учащихся школы, студентах факультета или вуза, работниках цеха или завода и т. д.

По формам образования выделяются формальные и неформальные группы.

Формальные группы - такие объединения людей, состав и функции которых регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т. д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. В этом случае говорят о формальной структуре группы и формальных отношениях между ее членами. Первичная формальная группа представляет собой исходное звено социальной структуры общества.

Неформальные группы возникают стихийно на основе дружеских, доверительных отношений между ее членами. В основном это группы друзей, товарищей, приятелей, которые не только вместе живут, учатся или работают, но и вместе отдыхают, развлекаются, поддерживают друг друга в трудных ситуациях и т. д. Фактором сплочения здесь выступают симпатия, дружба, любовь, чувство привязанности, общие интересы и т. д. Неформальные первичные объединения могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе или в школьном классе как официальных групповых объединениях, всегда существуют и микрогруппы приятельского или дружеского характера. Гармоничное сочетание формальных и неформальных связей и интересов определяет нормальное и плодотворное функционирование первичного звена социальной структуры.

Иногда неформальные отношения могут превращаться в формальные - это случаи, когда приятельский коллектив преобразуется в жестко организованную группу. Например, неформальные отношения, складывающиеся между лицами криминального поведения, постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан, групповой рэкет и т. д.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой» по месту жительства, учебы или работы. При этом человек не только является членом своей группы, но он может наблюдать и за деятельностью других групп, членом которых он не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свои взгляды и поведение. Такие группы называются референтными.

Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т. д. Причем такие группы могут быть реальными и воображаемыми, придуманными самим человеком как синтез нескольких стереотипов .

В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом; как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д. Малая группа, таким образом, выступает как первичная организация людей.

За исключением компании друзей и соседской общности, все эти группы имеют четко обозначенные юридические нормы своей организации, поведения, что не исключает, однако, и неформальные формы взаимоотношений. Сочетание формальных и неформальных норм коллективных взаимоотношений является непременным условием наиболее оптимального функционирования группы как единого социального целого.

По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: 1) диффузная группа - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельский коллектив); 2) ассоциация - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (например, объединение охотников, рыболовов, нумизматов и т.д.), 3) корпорация - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами; 4) коллектив - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.

Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами каких-либо общественных организаций или проживающих на одной достаточно большой, но ограниченной территории (жители города, района, области). Первый вид можно назвать производственно-организационными группами, второй - территориальными.

Отличительной чертой первого вида социальных групп среднего масштаба является наличие той или иной программы, плана совместного действия, в осуществление которых включены все члены группы. В такой группе состав индивидов, структура и содержание их совместной деятельности, межличностные отношения, особенности организации определяются целями, во имя которых она создается и функционирует. В ней четко обозначены система управления, способы принятия и осуществления решений и санкций, формализованных коммуникаций. В отличие от этого, второй вид таких групп - территориальные объединения - являются спонтанными групповыми формированиями, объединяющими людей только по признаку их местожительства.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народность, нация, раса) или демографические объединения (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.). Принадлежность индивидов к данной разновидности социальных групп определяется на основе определенной совокупности социально значимых признаков - классовая принадлежность, содержание и характер крупномасштабной социальной деятельности, демографические показатели, принадлежность к основным религиозным конфессиям и т.д. Члены этих групп, в силу их многочисленности, могут быть разъединены во времени и в пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом, но, тем не менее, в силу ряда объединяющих факторов, они составляют именно групповую общность. Особое значение имеют те признаки, которые придают группе классовый характер .

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей, это исходная единица организационной структуры общества. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом. Первичные группы и их системы определяют исходные элементы социальной структуры. При этом они и сами обладают своей собственной структурой и динамикой. Изучение этой структуры представляет собой начальный этап изучения строения и функционирования общества в целом.