Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Тема урока. Имя существительное

Цель: обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; формировать умения выделять в речи и правильно употреблять

имена существительные;

Способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать, группировать слова по признакам;

воспитание мотивации к учению.

Тип урока: урока : комбинированный

Но вначале мы должны узнать имя нашего героя. Ведь так?

В. Л. О. С. О - буквы по классу спрятаны.

СЛОВО.

3. Повторение и обобщение изученного материала.

Вот вы и назвали имя героя, в гости к которому мы и оправляемся.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Поговорим о словах – существительных.

Какие значения предметности вы можете назвать?

( Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…

Животные: мышь, попугай, …

Растения: береза, овощи,…

Предметы быта: посуда, сапоги,

Явления природы: метель, дождь, …

Географические названия: пустыня, наводнение, …

Вам надо было записать слова из словаря, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее?

Какое слово вы нашли. Докажите, что оно лишнее.

. Бонемент, Б. ндероль, кв. танция, кл. ент, т. леграф, п. чтамт, .п. рация,.бр. зование,

.бр. зовывать, ф. йе, кв. л.фикация, .теч. ство, .ску..тво.

Вы должны были записать данные слова в три столбика:

Ж. р. м. р. ср. р.

Бандероль, клиент, образование,

Квитанция, абонемент, фойе,

Операция, телеграф, искусство,

Квалификация, почтамт, отечество.

(Самопроверка) .

Какие слова можно объединить одним словом?

(Почта - почтамт, бандероль, клиент, квитанция, операция, телеграф).

Составьте со словом Бандероль Предложение, запишите его, подчеркните главные члены предложения. Над лексическим значением этих слов мы будем с вами работать на следующем уроке.

О каком грамматическом признаки имени существительного вы должны были помнить, записывая слова в три столбика.

Какие ещё грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Одушевлённое. Неодушевлённое Собственное/нарицательное. Род: м. р., ж. р., ср. р. Число: ед., мн. Падеж: И. п. Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

Сегодня мы ещё раз повторим и обобщим знания о грамматических признаках имени существительного.

ИГРА: « Третий лишний» (Карточки).Два варианта заданий.

В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков (Карточки) :

1. Столяр, станок, повар; Одуш/неодуш

подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, стекло, стекольщик; Собств./нар .

Шира, село, Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло, стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, игла, пяльцы; число

молоток, шипцы, рубанок.

5. Под окном, над окном, у окна; падеж

О маме, к маме, по маме.

2 вариант. (Убери выделенные слова).

1. Столяр, Станок , повар; Одуш/неодуш

Подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, Стекло , стекольщик; Собств./нар .

Шира, Село , Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло , стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, Игла , пяльцы; число

молоток, Шипцы, рубанок.

Доказать, какое слово лишнее .

Какое из всех слов можно отнести к данной схеме? Докажи.

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Подружка – разобрать как часть речи.

Подружка – сущ., одуш.. нариц., ж. р., ед. ч., 1 скл.

Придумайте предложение с данным словом, чтобы оно было главным членом предложения.

Моя подружка Настя хорошо поёт .

Второстепенным членом предложения:

Мы с подружкой Настей ходим на занятия кружка « Маленькая хозяюшка».

Какой частью речи является слово подружка? Докажи, используя схему.

Учебник, стр. 78.

О каком грамматическом признаке существительного мы ещё не говорили?

(о склонении).

Пользуясь таблицей, которая есть у вас, определи, чем похожи и чем различаются слова: ночь, ночка, ночник.

Разбери эти слова по составу слова. А какое время суток изображено на нашей картине? Назови грамматические признаки этого существительного (день).

Когда, я работа над составлением плана урока, то ваш учитель географии, увидев замок на берегу озера, сказала « Какой красивый ЛАНДШАФТ», но я не знаю, что

Означает данное слово, т. е. его лексическое значение.

Поэтому на Домашнее задание вам : узнать у учителя географии как толкуется значение этого слова, правильно записать это слово, подчеркнуть , записать лексическое значение, разобрать Слово ландшафт как часть речи .

А я найду значение в словаре Ожегова. Посмотрим, как толкуется значение одно и тоже слова в разных источниках.

А сейчас продолжим говорить о именах существительных.

Работа по учебнику стр. 76, упр. № 106 – выписать имена собственные.

Как пишутся имена собственные?

О каких словах – существительных мы не говорили?

(несклоняемых).

Знакомство со словами и их значением.

Учебник, стр. 72. Запомнить написание данных слов.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

Так кто живёт в замке? Какие слова там живут?

Посмотри на замок, на природу, что его окружает. Назови слова – имена существительные, называя их грамматические признаки. Что интересного вы услышали, называя слова(нет одушевлённых предметов). А кто, по – вашему, мог жить в замке?

(Король. Принцесса. Животные).

Что нового узнали на уроке?

(слово может иметь грамматические признаки и лексическое значение).

4.Оценки. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу:

« Доброе слово построит, а злое разрушит».

У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла. Окружим ими наш замок

А какой частью речи будут являться эти слова? Какие грамматические признаки указывают на это?

Карточки со словами:

Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, Честность, справедливость, праздник.

Запомните, пожалуйста, что:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает так сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.


Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное – часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

    Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

    Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

    Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

    В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»

Ход урока

Этап урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово

Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Незнайка

Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

Знайка.

Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»

Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.

    Из чего состоит наша речь?

    Какие части речи вы знаете?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает глагол?

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал

Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока

Упражнения на размышление

Работа в тетради

Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

Это ребусы.

Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб – что?

Дятел, бабочка – кто?

Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

    Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

    Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

А вот и крыша нашего дома

3 мин.

Имя существительное


Что вы знаете о словах этой части речи?

Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

Это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет


Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление

Вывод:

Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

- походит оно?

Подходит

Докажите

Отвечает на вопрос что?

_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

Да и нет.

Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие

Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа – стр. 85

Упражнение 214

II группа – стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

    Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

    Работа по карточкам (Петя, Антон)

    Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

1мин.

Самоанализ урока.

Урок русского языка.

    Тема урока : Имя существительное – как часть речи.

    Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.

    Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

    Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

    В ходе урока были учтены возможности данного класса.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

    Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

    Закреплять навык группировки слов по значению.

    Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

    Воспитывать вежливость, культуру диалога.

    Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

    Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

    Актуализация знаний (определение частей речи).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

    Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

    Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

    Развитие мелкой моторики рук.

    Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

    Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

    Физкультминутка.

    Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

    Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

    Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

    Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

    Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

    Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

    Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

    Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.

>>Русский язык 5 класс >> Русский язык: Имя существительное

Тема урока: Имя существительное

Цели урока:

> систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
> умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
> умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
> развить познавательные интересы учащихся.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).
Так что же вы знаете об имени существительном?

II. Фронтальный опрос учащихся:

1. Какие слова называются именами существительными?
2. Какие существительные являются именами собственными? Какие нарицательными?
3. Назовите морфологические признаки существительных.
4. Как изменяются имена существительные?
5. К каким существительным ставится вопрос кто? К каким – что?
6. Какие существительные имеют только форму единственного числа?
Какие существительные имеют только форму множественного числа?
7. Что мы называем склонением?
8. Сколько падежей в русском языке? Перечислите их названия и вопросы каждого из падежей.
9. Как называются члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей?

III. Разгадывание ребусов.

Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.
(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).

Определить склонение, род этих существительных, их лексико-грамматические разряды.

И.п. кольчуга кокошник акварель
Р.п. кольчуги кокошника акварели
Д.п. кольчуге кокошнику акварели
В.п. кольчугу кокошник акварель
Т.п. кольчугой кокошником акварелью
П.п. о кольчуге о кокошнике об акварели

IV. Работа по учебнику.

Упражнение 449. Прочитайте и отгадайте загадку. Выберите одно предложение и выполните письменный морфологический разбор двух-трех существительных.

Снег мешками валит с неба;
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён –
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?

Бураны – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) буран
II. пост.пр. – неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) бураны

Метели – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) метель
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) метели

На деревню - сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) деревня
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.,
непост.пр. – ед.ч., В.п.
III. (куда?) на деревню
- .- . - . - . - . –

V. Криптограмма.

Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.

Ключевые слова
3,2,4,5 Река
10,7,6,7,9,5 Голова
8,2,11,9,2,3,10 Четверг
1,5,9,7,13 Завод
4,12,13,5 Куда?
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка.

1 2 3 4 5 6 7
З Е Р К А Л О

8 2 6 7 9 2 4 5
Ч Е Л О В Е К А

2 10 7
Е Г О

11 3 12 13
Т Р У Д

Грамматическое задание:

Выпишите из пословицы слово зеркало, выполните морфологический разбор.

VI. Составьте пятистишье (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

1.Существительное
2.
3.
4.
5.

VII. Обобщение пройденного. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание: стр.181 упр.450, 451.

КГУ «Борасинская средняя школа-сад» село Бескарагай Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, учитель русского языка и литературы Калижанова Назымгуль Амангельдиновна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Имя существительное

Цель: Закрепить знания детей по разделу «Имя существительное».

Задачи:

1) Учить находить имя существительное в тексте, определять его синтаксическую роль, морфологические признаки: род, число. Учиться писать собственные и нарицательные имена существительные, правописание Ь у имен существительных.

2)Развивать внимание, память, каллиграфию, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.

3)Воспитывать интерес к предмету, к теме имя существительное, дисциплинированность, активность, умение работать в коллективе, индивидуальность.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма: нестандартная.

Ход урока

IV) Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Гульниса Умрановна,я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.

(Психологический настрой)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

Минутка чистописания:

Ребята откройте ваши тетрадки, запишите число, классная работа.

II) Постановка цели. Ребята у нас сегодня необычный урок. У нас будет сегодня урок- путешествие. К нам на урок пришел один гость, и вместе с ним мы будем путешествовать в течении урока. А кто к нам пришел? Давайте узнаем!

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (имя сущ.)

Правильно. Это имя существительное.

У нас в гостях сегодня имя существительное и вместе с ним мы начинаем свое путешествие.

III)Этап обобщения и систематизации.

1 остановка: Построй-ка. (словарная работа)

Нам нужно построить на этой остановке снежную горку. Давайте сначала запишем слова, а что будет дальше я вам скажу.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

м…роз я е а

р…бота о и

п … льто е о

2 остановка:« Выбери меня»!

Ребята, вам необходимо из данных слов выбрать только имена существительные и задать им соответствующий вопрос.

Зима, снежный, снежок, холодный, снег, заяц, ребята, горка, прохладный, волк, суровый, синица.

Кто? : Заяц, волк, синица, ребята.

Что?: зима, снежок, снег, горка.

Значит ребята. отсюда мы можем сделать какой вывод?

Правильно, имена существительные- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?.

А как называются существительные которые отвечают на вопрос Кто?

(одушевленные)

А существительные которые отвечают на вопрос Что?

(неодушевленные).

Молодцы ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое у нас имена существительные, на какие вопросы отвечают существительные, какие существительные у нас одушевленные а какие неодушевленные.

Продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка…

3 остановка: «Угадай-ка»

присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Игра с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:

Астана, город, Казахстан, школа, Маша, Шарик, воробей, Катя, мама,Буратино, улица, Марина, солнце, Чебурашка.

Послушайте стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

Ребята вот мы с вами вспомнили, что имена собственные – названия улиц, городов, фамилии, имени, кличек животных, сказочных героев- все они пишутся с заглавной буквы.

Все остальные существительные- нарицательные, они пишутся строчными буквами.

4 остановка: Распредели - ка (число)

Работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы. К словам единственного числа допиши слова множественного числа.

П(и,е)сьмо- С(а,о)сна-

(о,а)кно - 0з(и,е)ро-

С(и,е)мья- ст(и.е)на-

Л(е,и)сток- г(а,о)ра-

В(е.и)дро п(е,и)ро-

Вот мы с вами повторили число имен существительных, и безударную гласную в корне. Продолжаем наше путешествие.

5остановка: « Думай-ка». Ребята я вам буду читать загадки, вы отгадываете и называете к какому роду относится данное слово. Итак:

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...
Ответ (сорока)

Висит груша - нельзя скушать.
Ответ (Лампочка)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?
Ответ (Пруд, озеро)

Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный...
Ответ (салют)

Вот так стёклышко - окошко!

Если в стёклышке том кошка,

Значит, рядом есть вторая -

Обязательно такая.

Если рядом нет второй -

И в стекляшке никакой.

(Зеркало)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
Ответ (Зонт)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я...
Ответ (актриса)

Не часы, а тикает.
Ответ (Сердце)

На лужайке, у двора,

Очень злющая трава

Проросла под клёном

Ковриком зелёным.

Хоть порой на ней роса

Весело искрится,

Эта злюка, как оса,

Жалить мастерица.

(Крапива)

На весь простор

Один костёр

Горит над нами

С давних пор.

Горит он жарко

И дарит нам

Своё тепло.

Молодцы, ребята, послушайте стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.

Мы с вами повторили род имен существительных, имена существительные имеют три рода.: женский, мужской и средний.

А наше путешествие мы продолжаем. Следующая наша остановка:

6остановка:Придумай-ка.

Ребята, вам необходимо придумать и записать любое предложение и подчеркнуть имя существительное.

IV)инструктаж по Д/З

Желтый учебник: с.182 упр.463

с.184 упр.468

1)О какой части речи мы сегодня говорили?

2) имя существительное-это....

3) обозначает....

4)Отвечает на вопросы.....

5)на вопрос кто отвечают....

6)На вопрос что отвечают.....

7) имена собственные пишутся...

8) а имена нарицательные....

9) имена существительные изменяются по...

10) в предложении являются.....

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; листы самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в новую тему.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое ).

– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни. (Задание на доске)

– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные

– Кто определил тему урока? (Имя существительное )

III. Сообщение темы и целей урока.

– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.

IV. Чистописание.

– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков ).

– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем ).

V. Орфографическая минутка.

– А сейчас орфографическая минутка.

На доске запись : к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б

– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д. ) УУД коммуникативные

– Давайте соберём из букв слова.

(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие. )

– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?

– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение ). Хорошо!

VI. Работа по теме урока.

1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные

– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)

– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)

На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ

– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы )

– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей )

2.Упражнения на группировку. УУД познавательные

– Распределите слова в две группы.

Сладкий, кошка, умный, ученик.

– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета )

– А кошка – это тоже предмет? (Да)

– Если это предмет, то какой? (Живой )

– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы )

– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы )

– Что у меня в руках? (Мяч )

– Какой вопрос я задам? (Что? )

– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что? )

На доске появляется карточка: ЧТО?

– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто? )

– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто? )

На доске появляется карточка

КТО?

– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.

Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

УУД личностные

– Выполните следующее задание.

VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра в слова. УУД коммуникативные

– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)

– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)

– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да )

– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное )

УУД познавательные

– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.

– Как его зовут? (Имя существительное )

На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.

– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи )

На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ

– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные

2. Обобщение . УУД познавательные

– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ )

IX. Закрепление.

1. Имена собственные и нарицательные.

– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)

(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)

– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д. )

– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные )

– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными )

2. Изменение имён существительных по числам.

– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа )

– Поиграем в слова. УУД регулятивные

Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.

3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные

– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся )

– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет )

4. Упражнение в классификации имён существительных.

УУД коммуникативные

– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение )

X. Итог урока

– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?

– Какие орфограммы повторили на уроке?

– Какие задания понравились на уроке?

– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.

Рефлексия